Информация об обращении

Об Обращении Государственного Совета Республики Коми к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в федеральное законодательство в целях увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Государственный Совет Республики Коми постановляет:

1. Принять Обращение Государственного Совета Республики Коми к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в федеральное законодательство в целях увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (далее ‒ Обращение) (прилагается).

2. Направить настоящие Постановление и Обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

3. Направить настоящие Постановление и Обращение сенаторам Российской Федерации – представителям от Республики Коми Епифановой О.Н., Шумиловой Е.Б., депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вторыгиной Е.А., Медведеву И.В., Савастьяновой О.В., Черкасову К.И., Чирковой И.А.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель Государственного Совета Республики Коми                                                                 

С.А. Усачёв

  

г. Сыктывкар

18 февраля 2021 года

№ VII-2/30 

Постановление (3.50Мб)

 Приложение

к Постановлению Государственного Совета Республики Коми

от 18 февраля 2021 года № VII-2/30

  ОБРАЩЕНИЕ

Государственного Совета Республики Коми к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в федеральное законодательство в целях увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

 

В 2020 году экономика России под влиянием пандемии коронавирусной инфекции столкнулась с множеством серьезных проблем: сокращением объемов производства, падением цен на нефть и нефтепродукты, существенным снижением доходов регионов при одновременном росте расходов и дефицита бюджетов.

По предварительной информации Федерального казначейства, в 2020 году 58 регионов Российской Федерации исполнили бюджет с дефицитом, общий объем которого возрос до 762,2 млрд рублей, а у отдельных субъектов Российской Федерации дефицит значительно превысил предельно допустимый размер, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации. При этом, по данным Федерального казначейства, в 2019 году с дефицитом региональных бюджетов закончили год 36 субъектов Российской Федерации, общий объем которого составлял 227,5 млрд рублей.

Значительное снижение собственных доходов региональных бюджетов в 2020 году было обусловлено прежде всего падением цен и спроса на углеводороды, в результате чего существенно сократились объемы поступлений по налогу на прибыль организаций, являющемуся наиболее значимым бюджетообразующим налогом для регионов с высокой долей нефтегазового сектора экономики.

Так, по информации Министерства финансов Республики Коми, налоговые и неналоговые доходы в республиканский бюджет Республики Коми в 2020 году при плане 76,4 млрд рублей поступили в объеме 62,7 млрд рублей, то есть было недополучено 13,7 млрд рублей.

Кроме того, в 2020 году регионы были вынуждены направлять дополнительные средства на борьбу с пандемией коронавирусной инфекции: на здравоохранение, социальные расходы, а также на оказание мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики, в связи с чем фактические расходы республиканского бюджета Республики Коми в 2020 году составили 102 млрд рублей, превысив плановые назначения на 7,5 млрд рублей или на 8 процентов.

Сложившаяся ситуация привела к существенному росту дефицита бюджета Республики Коми, который сформировался в объеме 12,1 млрд рублей, превысив плановые назначения на 3,6 млрд рублей или на 42 процента.

Поддержка федерального центра позволила частично компенсировать доходы, недополученные Республикой Коми в 2020 году. Дополнительный объем межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета, составил 17,6 млрд рублей. С учетом планового объема трансфертов 9,6 млрд рублей в Республику Коми в 2020 году поступило трансфертов из федерального бюджета в объеме 27,2 млрд рублей, что позволило в большей части покрыть выпадающие налоговые доходы.

В то же время для полного покрытия выпадающих доходов республиканского бюджета Республика Коми вынуждена была дополнительно привлечь заемные средства в виде кредитов коммерческих банков в объеме 5 млрд рублей, что привело к росту государственного долга Республики Коми, объем которого на конец 2020 года достиг 32,8 млрд рублей.

Учитывая длительность влияния пандемии коронавирусной инфекции на экономику, неопределенность сроков ее окончания, а также отсутствие у регионов источников для увеличения собственной доходной базы, в настоящее время вполне оправданно рассмотрение вопроса о возврате с 1 января 2022 года в региональные бюджеты части доходных источников, ранее переданных в федеральный бюджет, что позволило бы компенсировать часть потерь регионов, образовавшихся в период сложной экономической ситуации, а также снизить объем дорогих коммерческих заимствований и объем государственного долга.

Учитывая изложенное, Государственный Совет Республики Коми предлагает рассмотреть следующие предложения по внесению изменений в федеральное законодательство:

1. О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления с 1 января 2022 года налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 18 процентов.

В 2016 году были внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, которыми до 2020 года была передана в федеральный бюджет часть налога на прибыль организаций в размере 1 процента налоговой ставки, в 2018 году данное изменение налоговых пропорций было продлено до 2024 года.

Ежегодные потери республиканского бюджета Республики Коми от передачи указанного 1 процента составили за 2017 год – 1,3 млрд рублей, за 2018 год – 1,7 млрд рублей, за 2019 год – 1,8 млрд рублей, за 2020 год – 1 млрд рублей. В 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов потери республиканского бюджета Республики Коми оцениваются в объеме 1,1 млрд рублей ежегодно.

В связи с изложенным предлагаем рассмотреть вопрос об установлении с 1 января 2022 года налоговой ставки данного налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 18 процентов, что позволит увеличить объем поступлений собственных доходов в региональные бюджеты и направить их на решение первоочередных задач.

2. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления с 1 января 2022 года норматива зачисления доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) в федеральный бюджет в размере 95 процентов, в бюджеты субъектов Российской Федерации – 5 процентов.

В соответствии с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, с 1 января 2010 года налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) (далее – НДПИ) зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов. До 1 января 2010 года 5 процентов данного налога поступало в бюджеты субъектов Российской Федерации.

По информации Министерства финансов Республики Коми в структуре доходов республиканского бюджета Республики Коми доля НДПИ в 2008 году составляла 7,6 процента, в 2009 году – 4,6 процента или 1,2 млрд рублей. Прогноз поступлений доходов от уплаты НДПИ в 2010 году, подготовленный Министерством финансов Российской Федерации для расчета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов в части компенсации выпадающих доходов, для Республики Коми составил 1,4 млрд рублей.

Объем частичной компенсации для Республики Коми в 2010 году составлял 0,9 млрд рублей (или 60 процентов от прогноза поступления на 2010 год), в 2011 году – 0,6 млрд рублей (или 40 процентов от прогноза поступления на 2010 год), в 2012 году – 0,3 млрд рублей (или 20 процентов от прогноза поступления на 2010 год).

В то же время согласно данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми объем доходов в федеральный бюджет от уплаты НДПИ увеличился с 30,7 млрд рублей в 2010 году до 136,2 млрд рублей в 2019 году.

Таким образом, передача 5 процентов от НДПИ в региональные бюджеты позволит получить дополнительные средства, в частности в республиканский бюджет Республики Коми в объеме 6,8 млрд рублей.

Возврат зачисления 5 процентов НДПИ в бюджеты регионов, как это было до 2010 года, даст возможность частично компенсировать выпадающие доходы регионов, возникшие в связи с сокращением налоговых поступлений, а также снизить объем дорогих коммерческих заимствований и объем государственного долга, что обеспечит сбалансированность региональных бюджетов и выполнение социальных обязательств перед населением.

В связи с изложенным предлагаем рассмотреть вопрос об установлении с 1 января 2022 года норматива отчислений НДПИ в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 5 процентов.

3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления с 1 января 2022 года нормативов зачисления доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100 процентов.

Доходы от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее – акцизы на нефтепродукты), до 1 июня 2016 года зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

В дальнейшем размер норматива зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов регионов ежегодно менялся с 88 процентов в 2016 году (с 1 июня) до 66,6 процента в 2020 году.

Поэтапное увеличение норматива зачисления в региональные бюджеты от акцизов на нефтепродукты предусмотрено с 2021 года. Так, в 2021 году в бюджеты регионов будет зачисляться 74,9 процента акцизов на нефтепродукты, в 2022 году – 83,3 процента, в 2023 году – 91,6 процента. Только с 2024 года 100 процентов акцизов на нефтепродукты будет зачисляться в региональные бюджеты.

Акцизы на нефтепродукты являются одним из основных источников формирования региональных дорожных фондов.

Дорожный фонд Республики Коми на 2021 год сформирован в размере 4,6 млрд рублей, что на 1,6 млрд рублей меньше объема 2020 года.

Из запланированного объема средств 1,3 млрд рублей планируется направить на выплату по концессионному соглашению (автомобильная дорога "Сыктывкар – Нарьян-Мар"), 2,6 млрд рублей – на содержание и ремонт автомобильных дорог.

При этом на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в 2021 году предусмотрено лишь 264,2 млн рублей или 5,7 процента от объема Дорожного фонда Республики Коми, что не позволит обеспечить население качественными и безопасными автомобильными дорогами, особенно учитывая климатические условия региона, большую протяженность территории и разветвленную сеть автомобильных дорог (7,7 тыс. км).

В связи с изложенным предлагаем рассмотреть вопрос об установлении зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100 процентов с 1 января 2022 года, что позволит увеличить Дорожный фонд Республики Коми на 800 млн рублей в год и направить дополнительные средства на мероприятия по осуществлению дорожной деятельности, в том числе на строительство автомобильных дорог.

Навигация

Система Orphus

Интернет - приёмная

Ваши обращения и вопросы, касающиеся деятельности Государственного Совета Республики Коми и Аппарата Государственного Совета Республики Коми, можно направить в Интернет-приемную

Полезные ссылки